Государственная социальная политика в отношении инвалидов Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.
Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.
Внутри здания образовательного учреждения установлено современное специализированное оборудование: пандусы, поручни, тактильные наземные и напольные указатели передвижения, зрительные ориентиры для слабовидящих по коридорам и на лестницах. В начале лестничного марша нижняя и верхняя ступени выделены контрастным цветом.
о специально оборудованных учебных кабинетах: Учебные кабинеты школы оборудованы в соответствии с требованиями СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
об объектах для проведения практических занятий:
Столярная мастерская.
Объект предназначен для практических занятий по технологии для мальчиков. В кабинете проводятся уроки технологии с 5-10 классы. Мастерская оборудована ручными и электроинструментами для обработки материалов, а также станками для обработки древесины, компьютером, мультимедиа проектором
Швейная мастерская.
Объект предназначен для практических занятий по предмету «Профессионально-трудовое обучение» для обучающихся 5-9 классов (для девочек), осваивающих профиль «Швейное дело». Мастерская оборудована инструментами и оборудованием для швейной мастерской.
Кабинет домоводства.
Объект предназначен для практических занятий по предмету «Домоводство», раздел «Приготовление пищи». В кабинете имеется: кухонная мебель, электроплита, миксер, электрочайник, инвентарь, приспособления, посуда для приготовления пищи, набор столовых приборов. Сервизы: столовый, чайный. А также имеются стенды по технике безопасности и дидактический материал по всему курсу.
О библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Школьная библиотека является структурным подразделением образовательного учреждения, участвующим в образовательном процессе. Обучающимся предоставляется право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. Обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации. Имеется абонемент для младших, старших школьников и педагогов.
Библиотека находится на первомэтаже школы. Занимает два отдельных изолированных помещения: абонемент и книгохранилище.
Оборудование:
имеются стеллажи для книг и газет;
выставочные стеллажи;
стол для читателей;
посадочные места;
письменный стол библиотекаря;
персональный компьютер для рабочего места библиотекаря.
Библиотека укомплектована:
научно-популярной, справочной, художественной литературой для детей;
педагогической и методической литературой для педагогических работников;
учебниками и учебными пособиями.
Расстановка осуществлена в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.
В библиотеке имеется 1 компьютер, входящий в локальную сеть школы с выходом в «Интернет», принтер-ксерокс-сканер.
об объектах спорта: Объекты для проведения спортивных занятий Объекты для занятий спортом включают в себя спортивный зал, тренажерный зал, и физкультурно-спортивную зону на территории школы.
Средства обучения и воспитания:
- Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);
- Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии);
- Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
- Наглядные плоскостные (плакаты, таблицы, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- Учебные приборы (компас, барометр, колбы, цифровые лаборатории и т.д.);
- Тренажеры и спортивное оборудование;
- Образовательные робототехнические наборы.
В школе создана среда, способствующая обучению и воспитанию активного гражданина, осознающего общественную значимость и личную ответственность за результаты собственной деятельности, обладающего ключевыми, общепредметными, предметными компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной, коммуникационной и прочих сфер.
Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации используются: учебный кабинет, оснащенный необходимой мебелью, оборудованные мультимедийными комплексами, включающими проектор, экран, компьютер, интерактивные доски.
Учебно- методическое обеспечение учебного процесса ОО соответствует требованиям ФГОС.
Воспитательная работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется инклюзивно, с предоставлением возможности участия во всех внеклассных мероприятиях, направленных на развитие нравственно-эстетического и патриотического воспитания.
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:
- Вход на территорию осуществляется через 1 калитку и ворота. Ширина калиток и тротуара достаточная для передвижения на коляске. Уклонов поверхности по пути движения от калиток и ворот до крыльца нет. Главный вход в здание предназначен для входа основных групп учащихся и учащихся с нарушениями зрения, слуха и другими категориями. Дополнительный основной вход в здание предназначен для учащихся с нарушениями опорно-двигательным аппарата и инвалидов-колясочников. Слева от ступеней расположен пандус с указателем и звонком вызова ассистента (помощника) из числа сотрудников школы, для предоставления услуг данным категориям учащихся. На главных входных группах в здание школы, на стеклянных дверях имеются предупредительные знаки для слабовидящих людей в виде наклейки «Желтый круг», во избежание травм. а главном входе в здание школы имеется информационная табличка с надписью шрифтом Брайля.
Доступность путей движения внутри здания (в т. ч. путей эвакуации)Дверные проемы внутри здания имеют достаточную ширину для передвижения лиц с ОВЗ, также имеются знаки для слабовидящих людей в виде наклейки «Желтый круг» во избежание травм. Вестибюли, коридоры и рекреации имеют достаточную ширину для передвижения лиц с ОВЗ. Внутри здания отсутствуют пандусы, пассажирские лифты (подъемники). Пути перемещения оснащены информационными табличками. На проступях краевых ступеней лестничных маршей закреплены пороги с сигнальной полосой, контрастные с поверхностью ступени, желтого цвета.
- о специальных условиях питания: Специальных условий питания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в школе не предусмотрено.
- о специальных условиях охраны здоровья:
В соответствии с требованиями закона Об образовании в Российской Федерации, образовательное учреждение осуществляет охрану здоровья обучающихся по следующим направлениям:
Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
Организация питания обучающихся.
Определение оптимальной учебной, вне учебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул.
Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда.
Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
Прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации.
Профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, и других одурманивающих веществ.
Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе.
Профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе.
Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Оказание первичной медико-санитарной помощи
В школе созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Организация питания учащихся
При организации питания школа руководствуется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
В школе в соответствии с установленными требованиями СанПиН созданы следующие условия для организации питания учащихся:
Предусмотрены производственные помещения для хранения, приготовления пищи, полностью оснащённые необходимым оборудованием (торговотехнологическим, холодильным, весоизмерительным), инвентарем.
о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям:
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям:
В образовательном учреждении педагогам и обучающимся обеспечивается доступ к сети Интернет по каналу, предоставляемому в рамках Федерального проекта ЕСПД «Цифровая экономика» и финансируемому из средств регионального бюджета (провайдер ПАО «Ростелеком»).Скорость доступа в Интернет соответствует указанным в договоре с провайдером 100 Мбит/сек. Качество связи удовлетворительное. Безопасность доступа обеспечивается провайдером. Качество фильтрации хорошее (запрещён доступ к большинству ресурсов, противоречащих целям образования).
об электронных образовательных ресурсах:
Перечень сайтов электронной версии каталога «Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования» используется для создания «белого списка» сайтов в системе контентной фильтрации школы. Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, имеются для учащихся 1-4 классов, в виде электронного приложения к учебникам. Для обучающихся 5-11 классов, в школе нет. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: Ссылка: https://cop.admhmao.ru/online-edu
о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования: Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Инвалидов колясочников в образовательном учреждении не имеется. Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов имеются следующее специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.
о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат: Общежитие/интернат не предусмотрен(о).
о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: Общежитие/интернат не предусмотрен(о).