МБОУ "Новоаганская ОСШ №1"
п.г.т. Новоаганск, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра
  • Профориентация

                       Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
    Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, инновационную, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

     

        Цель профориентационной работы в школе:
    - оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
    - выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

    Рекомендации

         

          Рекомендации родителям по профессиональной  ориентации

          Ваш ребенок заканчивает школу и ему предстоит выбрать профессию. Это трудный и ответственный шаг, влияющий на всю его дальнейшую жизнь. И Вы может подсказать ему, как сделать этот выбор более осознанно.

    1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.

    2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.

    3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

     4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

     5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

     6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

    Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.

    Вместе, но не вместо

    Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.

       

    7 шагов к решению

    Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

    ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

    Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

    ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

    ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

    ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.

    ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Профориентационное тестирование можно пройти в Нижневартовском центре занятости населения, данная государственная услуга предоставляется бесплатно. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

    ШАГ 6. В учебное заведение - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз, колледж, училище - и желательно не в одно. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в образовательное учреждение просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

    ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

    Ошибка - тоже опыт

    Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.

    Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.

    Для получения бесплатной государственной услуги по профессиональной ориентации граждан можно обратиться в КУ «Нижневартовский центр занятости населения ХМАО-Югры» в рабочее время по адресу: ул. Нефтяников 70-В  кабинет 12.

    При себе иметь паспорт.

     Справки по телефону: 8(3466) 43-87-76

       Рекомендации по выбору профессии

    Выбор профессии

     • Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.

    • Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.

    • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: “Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!”.

    • Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.

    • Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.

    • Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.

    • Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.

    • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.

    • Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

    • Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.

    • Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.

    • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.

    • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

     Семь шагов к взвешенному решению

    1. Составить список подходящих профессий Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

    2. Составить перечень требований выбираемой профессии

    Составьте список своих требований:

    выбираемая профессия и будущий род занятий;

    выбираемая профессия и жизненные ценности;

    выбираемая профессия и жизненные цели;

    выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;

    выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

    желательный уровень профессиональной подготовки;

    выбираемая профессия и мои склонности и способности;

    желательные содержание, характер и условия работы.

    3. Определить значимость каждого требования Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

    4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий

    Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

    5. Подсчитать и проанализировать результаты Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

    6. Проверить результаты Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

    7. Определить основные практические шаги к успеху Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

      Правила выбора профессии.

    • Необходимо изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где вы проживаете.
    • Важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.).
    • Следует выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию.
    • Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание, условия труда и требования, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.
    • Попробовать свои силы в выбранной профессии (в кружках по интересам, в учебно-производственном комбинате).
    • Сравнить полученные знания о профессии со своими возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить квалифицированную профконсультацию.
    • При определении соответствия своих профессиональных возможностей требованиям выбранной профессии получить в школе или УПК первоначальную профессиональную подготовку, реализовывать самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.
    • При отсутствии указанного соответствия найти запасной вариант профессионального выбора.
    • Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации намерения и овладении профессией в совершенстве.

    Ошибки и затруднения при выборе профессии.

    • Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации.
    • Существующие предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными.
    • Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.
    • Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.
    • Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии.
    • Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.
    • Устарелые представления о характере труда в некоторых средствах производства.
    • Неумение разбираться в своих личных качествах, склонностях, способностях, подготовленности.
    • Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

    Методические рекомендации

    Основной перечень востребованных профессий

    Основной перечень специалистов

    Обоснование потребности в квалифицированных специалистах по направлениям деятельности

    Программисты, системотехники, инженеры АСУ

    В связи с развивающимся процессом информатизации общества интенсифицируется спрос на квалифицированных специалистов, владеющих компьютерными технологиями

    Инженеры и технологи различных профилей материально-производственной сферы, трудовики, экологи, т.д.

    В связи с ориентацией правительства в экономике на развитие производства не будут испытывать сложности с трудоустройством представители профессионального отряда технических исполнителей, то есть лиц, обеспечивающих административно-техническую поддержку процесса управления

    Врачи, медицинские сестры

    Как и в прошлые годы, спросом будут пользоваться медицинские работники

    Наш регион постоянно испытывает нехватку в рабочих нефтяной промышленности и смежных с ней отраслях

    Бурильщик КРС, мастер КРС, помощник бурильщика

    Специалисты по добыче нефти и газа, бурению, эксплуатации и ремонту скважин

    Водители

    Водители при наличии всех категорий, особенно, имеющие допуск на перевозку опасных грузов

    Машинист специальной техники: подъемника, автокрана, нефтяных установок и др.

    Машинисты специальной техники

    электрогазосварщик, плотник, столяр, станочник, рамщик, бетонщик , маляр- штукатур, слесарь КИП и А, слесарь по ремонту нефтепромыслового оборудования, электрик, электромонтер и др.

    Специалисты по строительству, монтажу и реконструкции месторождений

    Ремонтники производственного оборудования (насосов по перекачке нефти, жидкости и газа, по извлечению нефти из скважин, компрессоров, электрооборудования), скважин и трубопроводов

    Операторы установок и оборудования.

    Мастер ПГС, инженер-сметчик, стропальщик, слесарь-сантехник, штукатур-маляр, каменщик, плотник, столяр, бетонщик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

    В связи с ростом строительства жилищных, торговых, административных и иных объектов сохранится устойчивый спрос на специалистов в строительной сфере деятельности.

    Работники торговли: менеджер, мастера по ремонту электробытовой техники, портной, швея, закройщик, повар, пекарь, кондитер.

    В связи с развитием предпринимательства, местной пищевой промышленности, бытового обслуживания (обеспеченность города 45-50%)и торговли, для женщин расширятся возможности в трудоустройстве

    Воспитатель детского сада, помощник воспитателя детского сада.

    Сохраняется устойчивый спрос на работников детских учреждений.

    ПАСПОРТ РЫНКА ТРУДА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ЮГРЫ «МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН НИЖНЕВАРТОВСКИЙ РАЙОН»

    О проведении профориентационных мероприятий.

    Челябинский государственный университет

    Документы

    Отчеты

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie